Домой / Домашний / Основы управления проектами рабочая программа дисциплины. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента

Основы управления проектами рабочая программа дисциплины. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПОЛИТИКИ

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Планирование проекта

Качества эффективного руководителя проекта

Принципы управления командами, работающими над проектом

Управление бюджетом проекта

Учет и контроль хода реализации проекта

Решение проблем, связанных с осуществлением проекта

Завершение проекта

ИТОГО

Учебная программа

Тема 1. Введение в управление проектами

Многообразие проектов: история и современность. Основные классификационные признаки проектов. Определение проекта. Аспекты проекта: сроки, бюджет и качество результата. Четыре функции управления проектом. Жизненный цикл проекта.

Тема 2. Оценка и выбор проекта

Проблемы, возникающие при выборе проекта: неопределенность и риск. Как выявить риски проекта и как их уменьшить. Как принимается решение: «да» или «нет» проекту. Качественные критерии выбора проекта. Количественные критерии выбора проекта.

Тема 3. Разработка организационной структуры проекта

Что вообще значит «организация». Признаки организации. Различие между проектными и организационными структурами. Типы организации проектов: интегрированная структура, независимая структура и матричная структура. Преимущества и недостатки этих структур, наиболее частые сферы их применения. Спецификация проекта. Должностные инструкции. График функциональных обязанностей. Смета и бюджет. Контроль за внесением изменений в проект.

Тема 4. Планирование проекта

Важность планирования. Определение плана. Начало планирования: перечень действий и их взаимосвязь. Сетевое планирование: составление сетевого графа проекта, выявление критического пути и резервов времени выполнения отдельных работ проекта. Календарное планирование проектов (графики Ганта). Вероятностная оценка времени выполнения проекта. Оптимизация графики по критерию «затраты-время». Планирование с помощью компьютеров.

Тема 5. Качества эффективного руководителя проекта

Что значит «управлять». Различия между управлением рутинной и проектной деятельностью . Что должен уметь и знать руководитель проекта. Как руководители проектов влияют на подчиненных. Эффективная коммуникация с подчиненными. Навыки эффективного решения конфликтов между членами команды. Эффективная мотивация подчиненных.

Тема 6. Принципы управления командами, которые работают над проектом

Причины популярности командного принципа работы в современном бизнесе. Что представляет собой команда. Отличия хорошей и плохой команды. Сколько членов должно быть в команде. Принципы организации команды: целеустремленность, сплоченность, ответственность. Качества хорошего командного игрока. Устав команды. Создание команды. Команды, работающие над проектами.

Тема 7. Управление бюджетом проекта

Бюджет как инструмент управления проектом. Виды затрат на реализацию проекта. Поэтапная оценка бюджета проекта в процессе его подготовки. Исходные данные для оценки проекта. Методы оценки «сверху вниз» и «снизу вверх». Расходы по капитальным и текущим операциям. Когда прогноз расходов превращается в план расходов.

Тема 8. Учет и контроль хода реализации проекта

Важность учета и контроля проекта. Зачем нужны проверки: пассивные и активные данные. Планирование учета проекта. Поэтапный учет результатов. Метод допустимых границ. Анализ товарных запасов. Учет методом S-образной кривой. Метод прибавочной стоимости. Отчеты о результатах проверок и организация рабочих совещаний. Выработка корректирующих воздействий.

Тема 9. Решение проблем, связанных с осуществлением проекта

Неизбежность проблем, возникающих в процессе реализации проекта. Проблема недостатка информации при принятии решений. Решение о том, когда и как нужно решать данную проблему. Логика и интуиция в решении проблем. Метод целевой группы. Метод анализа сил. Диаграмма Ишикавы. Парето-анализ. Метод совокупной суммы.

Тема 10. Завершение проекта

Важность грамотного завершения проекта. Как определить момент окончания проекта. Функция руководителя проекта на завершающем этапе. Процесс завершения проекта. Роспуск команды, работавшей над проектом. Закрытие банка данных проекта. Завершение работ. Завершающая проверка и подведение итогов проекта. Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка

Контрольные вопросы, задания, результаты

Вопрос

Задание

Результат

1. Классификация проектов

Составить список проектов и разбить их по основным классификационным признакам

Знание классификационных признаков и их правильное применение

2. Определение проекта

Кратко описать какой-либо проект и на его примере продемонстрировать основные признаки проекта

Знание определение. Умение правильно идентифицировать проекты по основным его признакам

3. Аспекты проекта

Рассмотреть два-три проекта и на их примере показать три главных аспекта проекта и как их контролируют

Знание главных аспектов проекта. Понимание важности этих аспектов. Умение перевести эти аспекты в конкретные показатели проекта

4. Функции управления проектом

Нарисовать схему управления проектом. Прокомментировать каждую из четырех функций управления проектами

Знание того, как принципы менеджмента применяются к управлению проектами.

5. Жизненный цикл проекта

На примере какого-либо проекта показать основные этапы реализации проекта

Знание основных этапов проекта, а также действий и результатов каждого этапа.

6. Неопределенность и риски в проекте

На примере показать, чем отличаются неопределенность и риск.

Знание, что такое неопределенность и риски. Умение описывать, идентифицировать и классифицировать риски.

7. Уменьшение рисков

На примере продемонстрировать, как можно уменьшить риски проекта

Умение анализировать причины и последствия рисков проекта, а также планировать действия по их уменьшению.

8. Качественные критерии выбора проекта

Перечислить качественные критерии выбора проекта и привести по ним примеры

Знание качественных критериев выбора проекта и понимание того, в каких случаях из следует применять

9. Количественные критерии выбора проекта

Перечислить количественные критерии выбора проекта. Продемонстрировать их применение на примере

Знание количественных критериев выбора проекта. Умение применять эти критерии на практике

10. Различие между проектами и организациями

Продемонстрировать место проекта в системе менеджмента и назвать основные различия проекта от обычной организации

Понимание различий между организацией и проектом. Умение выявить эти различия на практическом примере

11. Типы организации проектов

Перечислить типовые структуры организации проектов, назвать их преимущества и недостатки. Проиллюстрировать выбор структуры проекта на примере

Знание основных структур организации проектов. Понимание того, как выбирается структура. Умение делать правильный выбор структуры на практике

12. Спецификация проекта

Объяснить, что такое спецификация проекта и для чего она нужна. Разработать спецификацию проекта на конкретном примере

Знание того, что такое спецификация. Умение разрабатывать спецификации в практических условиях

13. Должностная инструкция

Что включает в себя должностная инструкция. Разработать пример должностной инструкции

Знание того, что такое должностная инструкция. Практические навыки ее составления

14. График функциональных обязанностей

Что такое график функциональных обязанностей и как он строится. Привести пример составления графика

Знание того, что такое график функциональных обязанностей. Практические навыки его составления

15. Планирование проекта

Объяснить, что такое планирование. Перечислить методы планирования. Как можно оптимизировать план. Показать на практическом примере, как осуществляется планирование

Знание того, что такое планирование. Навыки составления плана (действия, их последовательность, оценки времени выполнения действий). Знание факторов, которые влияют на длительность плана

16. Сетевое планирование

Объяснить, как составляется сетевой граф. Составить сетевой граф по данным практического примера. Выявить на графе критический путь и резервы времени выполнения работ

Знание того, что такое сетевое планирование. Практические навыки сетевого планирования

17. Календарное планирование

Объяснить, что такое график Ганта. Простроить график Ганта по данным практического примера. Обозначить на графике критический путь проекта

Знание того, что такое календарное планирование и график Ганта. Практические навыки календарного планирования

18. Качества руководителя проекта

Объяснить специфику руководства проектами. Перечислить качества руководителя проекта. По данным примера показать, как эти качества используются на практике

Знание качеств руководителя проекта. Умение идентифицировать эти качества на практике

19. Влияние на подчиненных

Перечислить способы влияния руководителя на своих подчиненных. Привести примеры

Знание способов влияния руководителя на подчиненных. Умение распознавать эти способы в практических ситуациях

20. Эффективная коммуникация

Что включает в себя эффективная коммуникация. Привести примеры правильной и неправильной коммуникации

Знание принципов эффективной коммуникации. Умение распознавать приемы коммуникации в практических ситуациях

21. Эффективное решение конфликтов

Перечислить причины и виды конфликтов в команде. Как следует решать конфликты. Привести пример

Понимание природы конфликта. Знание принципов решения конфликтов. Умение распознавать применять эти принципы в практических ситуациях

22. Мотивация членов команды

Рассказать о принципах и приемах мотивации членов команды. Рассмотреть эти принципы на практическом примере

Знание принципов мотивации членов команды. Умение применять эти принципы на практике.

23. Командный принцип работы

Рассказать, что такое команда и чем она отличается от группы. Продемонстрировать на примере принципы работы команды

Знание того, что такое командный принцип работы. Умение использовать командный принцип работы в практических ситуациях

24. Методы оценки бюджета проекта

Рассказать, что такое методы оценки «сверху вниз» и «снизу вверх». В каких случаях они применяются. Привести примеры

Знание методов оценки бюджета «сверху вниз» и «снизу вверх». Навыки практического использования методов

25. Методы проверки проекта

Перечислить методы проверки проекта. Проиллюстрировать применение одного из методов на практическом примере

Знание методов проверки проекта. Практические навыки использования методов на практике

26. Методы решения проблем в проекте

Перечислить методы решения проблем в проекте. Проиллюстрировать применение одного из методов на практическом примере

Знание методов решения проблем в проекте. Практические навыки использования методов на практике

27. Процесс завершения проекта

Раскрыть процесс завершения проекта. Объяснить, как следует организовать завершение проекта на практическом примере

Понимание проблем, возникающих при завершении проекта. Знание принципов их решения. Умение применять эти принципы на практике

Самостоятельная работа «Планирование проекта»

Цель: отработать навыки самостоятельного планирования проектов

Задачи:

1. Самостоятельно придумать и описать какой-либо проект

2. Составить спецификацию проекта, которая будет содержать в себе:

§ Цели и задачи проекта

§ Перечень действий (от 12 до 25)

§ Сроки выполнения

§ Количество ответственных лиц и исполнителей (не менее 2 человек)

§ Требуемые ресурсы

3. Осуществить сетевое планирование проекта и с его помощью оценить реальную длительность проекта, включая следующие действия:

§ Составление сетевого графа

§ Определение продолжительности выполнения действий (как вариант, можно указать минимальную, максимальную и наиболее вероятную продолжительность действия)

§ Определение ранних и поздних сроков выполнения событий

§ Определение резервов времени по каждому событию

4. Составить календарный план-график проекта (график Ганта), указав на нем критический путь, а также указать рядом с каждым действием ответственных лиц и исполнителей

5. Описать и проанализировать все способы и возможности сокращения времени выполнения проекта за счет:

§ Изменения используемых или привлечения дополнительных ресурсов (рабочих, техники, денег и пр.)

§ Изменения перечня и последовательности выполняемых действий вследствие изменения способа или технологии выполнения проекта

Литература

1. , «Управление проектами». – Омега, 2004. -Цена: 212 р. (В учебном пособии системно рассмотрен комплекс вопросов, в совокупности составляющих сущность сравнительно новой для России синтетической дисциплины – «управление проектами». Освещены все элементы управления проектами, представленные в четырех частях: знакомство с миром управления проектами; разработка проекта; функции управления проектами; подсистемы управления проектами. Книга содержит также предметный указатель и краткие сведения об авторах.)

2. "Управление проектами" – Питер (Серия «Теория и практика менеджмента »), 2004. - Цена: 222 р. (Книга известных американских специалистов посвящена одному из наиболее востребованных в настоящее время направлений менеджмента - управлению проектами. В книге подробно описаны управление средой проекта, взаимодействием проекта и организации, управление целями проекта и планирование, управление всеми аспектами, связанными с человеческими ресурсами, управление интеграцией, объединением всех процессов проекта. Приводится большое количество практических ситуаций.)

3. Бэгьюли Ф. "Управление проектом" - Фаир-пресс, 2004. - Цена: 101 р. (Автор в доступной и содержательной форме разъясняет все аспекты управления проектами, особенно малыми.)

4. Д. Локк "Основы управления проектами" – HIPPO, 2004. - Цена: 480 р. (Практическое руководство, позволяющее сформировать полное представление об управлении проектами. Это идеальное введение в предмет для специалистов, в круг профессиональных обязанностей которых входит кправление проектами; а также для студентов, для которых этот предмет является частью более широкого курса.)

5. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон "Управление проектами. Практическое руководство" - Дело и Сервис, 2002. - Цена: 1 534 р. (Книга является самым авторитетным и фундаментальным трудом из всех, когда-либо изданных на Западе, раскрывающим суть перехода от неформального к формальному и системному подходу к вопросам управления проектами. В книге раскрываются все этапы проектирования, в том числе; интеграция стратегии организации проектов; определение проекта; разработка сетевого плана; управление риском; сокращение времени исполнения проекта; календарное планирование ресурсов и пр.)

6. «Деловое проектирование и управление проектом: Курс лекций». – Издательство «Бусыгин», 2003. - Цена: 400 р. (Курс лекций предназначен в первую очередь для студентов высших учебных заведений и может быть использован как для освоения общего курса, так и для специализации по управлению проектами. Книга может оказаться полезной и практикам при возникновении необходимости осуществления функций по деловому проектированию или управлению проектами.)

7. Д. Королев "Эффективное управление проектами" - Олма-Пресс (серия «Успешный бизнес. Мастер-класс»), 2003. - Цена: 126 р.

8. "Управление проектом. Учебное пособие" - Издательство АСВ стран СНГ, 2000. - Цена: 88 р.

9. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости. - ДМК Пресс (серия «Управление проектами»), 2003. - Цена: 338 р. (Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости Концепция зрелости, ориентированная на достижение успеха в бизнесе, давно укоренилась в мировом сообществе. Модели зрелости сегодня могут быть полезны как проектно-ориентированным компаниям, для которых проекты являются основной формой извлечения прибыли, так и любым другим фирмам, уделяющим большое внимание разработке новых продуктов, реорганизации и другим формам совершенствования бизнеса.)

10. Стэнли Э. Портни "Управление проектами для "чайников" – Диалектика (серия «Для чайников»), 2004. - Цена: 81 р.

11. Дитхелм Г. "Управление проектами. - Бизнес-Пресса, 2004. - В 2 томах. Перевод с немецкого. Том 1 «Основы» - Цена: 223 р. Том 2. «Особенности» - 231 р. (В данной книге основательно и полно изложен весь комплекс задач управления проектами, представлен прикладной аспект и примеры из опыта разных стран и фирм, практические рекомендации.)

12. "Инвестиционное проектирование и управление проектами" - Экономика и Финансы (серия «Высшее образование»), 2002. - Цена: 70 р.

13. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. - Олимп-Бизнес, 2004. - Цена: 365 р. (Основой книги послужили публикации и доклады авторов на российских и международных конференциях и конгрессах в течение годов. Книга предназначена для руководителей и специалистов, заинтересованных во внедрении методов проектного управления в своей организации. Предлагаемая вашему вниманию книга задумана как практическое пособие по созданию интегрированной системы управления проектами, реализуемой в виде стандарта предприятия.)

14. , Рыбаков "УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ Практическое руководство" - Бизнес-практикум, 2003. - Цена: 108 р. (В книге, написанной в форме практического учебника, представлены основные вопросы управления проектами. Авторами книги являются практики: тренеры-консультанты Группы Компаний «Международный институт менеджмента». Издание написано живым, понятным языком и будет полезно всем, занятым в сфере бизнеса, в первую очередь специалистам и консультантам в области управления проектами, а также руководителям высшего и среднего звена организаций, предприятий, компаний, банков.)

15. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) - Институт Управления Проектами; Project Management Institute, 2004. - Цена: 693 р.

16. "Практика управления проектами." - Русская редакция, 2004. - Цена: 122 р. (В этой книге рассказывается о методиках научного менеджмента, позволяющих быстро и грамотно создавать и эффективно выполнять оптимальные проектные планы. Решение задач предпроектной оптимизации и пр.)

17. "Управление рисками при реализации инвестиционных проектов: Рекомендации для предприятий и коммерческих организаций ». - Финансы и статистика, 2004. - Цена: 216 р. (Рассматривается новое направление риск-менеджмента - управление рисками при реализации и финансировании инвестиционных проектов. Изложены научные основы, практические рекомендации и типовые примеры).

18. Рассел Д. Арчибальд "Управление высокотехнологичными программами и проектами".- АйТи, Книга и бизнес (серия «Информационные технологии для инженеров»), 2004. - Цена: 543 р. (Рассел Д. Арчибальд - всемирно признанный специалист по управлению проектами. Обладая более чем 40-летним опытом в управлении, инжиниринге и консалтинге , он выпустил данную книгу с целью удовлетворить давно существующую потребность во всеобъемлющем, систематическом описании практики управления программами и проектами, а также связанных с ней инструментов планирования и контроля. В книге рассматриваются все аспекты управления проектами/программами).

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Управление проектами»

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет бизнес-информатики

Программа дисциплины

«Управление проектами»

для направления 38.03.05 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра

Кузнецова Е.В., к.э.н., [email protected]

Одобрена на заседании кафедры
бизнес-аналитики «____»____________ 2015 г.

Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________


Утверждено Академическим советом

бакалаврской программы «Бизнес-информатика» «____»_____________ 2015 г.

Академический руководитель Дмитриев А.В. ________________________

Москва, 2015


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.
  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.05 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, утвержденным 26.02.2015 г.

  1. Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является:

  • формирование теоретических знаний, умений и практических навыков решения проблем, возникающих при управлении проектами (УП).

  • выработка умений и практических навыков эффективного УП в различных отраслях экономики, в том числе с использованием автоматизированных систем (АСУП), обеспечивающих достижение определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:


    понятийный аппарат УП;

  • принципы стандартизации в области УП, состав международных и национальных стандартов УП;

  • лучшие практики УП, вошедшие в свод знаний PMI PMBOK;

  • методологии разработки и УП (методы критического пути, PERT-анализа, стоимостного анализа проектов, прогнозирования значений технико-экономических показателей проекта, оценка рисков);

  • принципы построения и содержание методологической, организационной и технологической составляющей корпоративной системы УП;
владеть практическими навыками:

  • построения сетевого графика;

  • планирования ресурсов;

  • расчета показателей освоенного объема;

  • проведения анализа рисков и определения мер реагирования на них;

  • подготовки и проведения презентации учебного проекта;
уметь:

  • анализировать и оптимизировать план работ и стоимость проекта;

  • оформлять проектную документацию;

  • применять современные АСУП для решения практических задач УП.
Выпускник по направлению подготовки бизнес-информатика с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы в результате освоения данной дисциплины должен обладать следующими компетенциями:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ОНК-1

Владеет и применяет



Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК-3

Владеет и применяет

Лекции,

Способность понимать закономерности экономических процессов

ОНК- 5

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке

ИК1

Демонстрирует

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами

ИК3

Демонстрирует

Практические занятия

Готовность работать с информацией из различных источников

ИК- 4

Демонстрирует

Выполнение домашних заданий

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

ИК-5

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ИК-6

Владеет и применяет

Практические занятия, выполнение домашних заданий

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-1

Демонстрирует

Практические занятия

Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

СЛК4

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия

ПК-11

Владеет и применяет

Практические занятия, выполнение домашних заданий

Организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами

ПК-16

Владеет и применяет

Практические занятия

Осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами

ПК-19

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования

ПК-22

Владеет и применяет

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий

Готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований

ПК-23

Владеет и применяет

Практические занятия, выполнение домашних заданий
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

    1. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента

Для изучения дисциплины «Управление проектами» студент должен:

  • владеть содержанием дисциплин: микроэкономика, менеджмент, математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, теоретические основы информатики, архитектура предприятия, вычислительные системы, сети, телекоммуникации, информационные системы управления производственной компанией;

  • уметь использовать математические и инструментальные средства для решения задач управления.
    1. Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей


  • Информационные технологии в анализе инвестиционных проектов;

  • Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии.
  1. Тематический план учебной дисциплины




    Название раздела

    Всего часов

    Аудиторные часы

    Самосто-ятельная работа

    Лекции

    Семи-нары

    Практи-ческие занятия

    1.

    Проект и проектная деятельность

    18

    2

    2

    14

    2.

    Управление проектами как вид управленческой деятельности

    18

    2

    2

    14

    3.

    Календарное планирование проекта

    22

    4

    4

    14

    4.

    Планирование ресурсов

    18

    2

    2

    14

    5.

    Управление стоимостью проекта

    13

    1

    0

    12

    6.

    Управление риском проекта

    16

    2

    2

    12

    7

    Контроль выполнения проекта

    20

    2

    4

    14

    8

    Организационная, методологическая и технологическая составляющие управления проектами

    19

    3

    2

    14

    Итого часов

    144

    18

    18

    108
  2. Формы контроля знаний студентов


    Тип контроля

    Форма контроля

    1 год

    Параметры

    1

    2

    3

    4

    Текущий

    (неделя)


    Домашнее задание

    7 нед.

    Разработка презентации проекта с использованием Microsoft PowerPoint и создание базового плана проекта в Microsoft Project, оценка результатов – 1 неделя

    Итоговый

    (неделя)


    Экзамен

    8 нед.

    Решение задачи и тестирование
  3. Критерии оценки знаний, навыков

Студент должен:

  • продемонстрировать знание разделов дисциплины;

  • представить результаты выполнения домашнего задания в соответствии с требуемыми компетенциями;

  • продемонстрировать практические навыки работы с программным обеспечением MS Project 2010.
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Определение понятия «проект». Основные отличия проектной деятельности от операционной. Формальные критерии проектов. Типизация проектов в зависимости от степени уникальности результата и процесса. Характеристика целей проекта. «Проектный треугольник» и взаимосвязь элементов проекта. Матрица компромиссов проекта. Понятия «программа» и «портфель проектов». Типы портфелей проектов.

Литература:



Определение понятия «управление проектами». Отличия управления проектами от традиционного менеджмента. Субъекты управления проектами. Ключевые стейкхолдеры проекта. Области знания в управлении проектами в соответствии с PMBoK 5 th ed. Ключевые навыки менеджера проекта. Факторы, влияющие на успех проекта. Жизненный цикл проекта. Группы процессов управления проектами в соответствии с PMBoK 5 th ed.

Литература:



  1. Дополнительная литература: , , , , , .

Тема 3. Календарное планирование проекта

Разработка иерархической структуры работ (ИСР). Возможные подходы к степени детализации ИСР. Конструирование сетевого графика проекта: два подхода к разработке сетевых графиков. Основные правила разработки, терминология, принципы построения и анализа сетевых графиков. Оценка начала и окончания работ с помощью сетевого графика. Процесс расчета параметров сетевого графика. Прямой анализ и обратный анализ определения ранних и поздних сроков начала и завершения операций. Понятие критического пути.

Приближение проекта к реальности посредством улучшенных методов построения сетевых графиков . Типы отношений между операциями. Задержки операций (лаги) и их комбинации. Подвесные операции (типа «гамак»).

Методы и инструменты оценки длительности работ. Виды календарных ограничений.

Основные методы анализа сетевых моделей. Методы PERT и GERT.

Литература:


  1. Базовый учебник и основная литература: , , .

  2. Дополнительная литература: , , .

Определение понятия «ресурс». Виды ресурсов.

Проекты, ограниченные по времени. Проекты, ограниченные по количеству ресурсов. Влияние календарного планирования ресурсов, подлежащих ограничениям. Распараллеливание операций.

Распределение работ по проекту. Команды и проекты. Матрица ответственности (RM). Управление трудовыми ресурсами проекта и менеджмент человеческих ресурсов проекта. Интегрированная культура команды проекта. Календарное планирование использования ресурсов нескольких проектов.

Литература:


  1. Базовый учебник и основная литература: , , ,

  2. Дополнительная литература: , , , ,

Бюджет проекта. Прямые и косвенные затраты проекта. Типичные статьи затрат ИТ-проекта. Совокупная стоимость владения. Особенности расчета ROI для ИТ-проектов.

Литература:


  1. Базовый учебник и основная литература: , , .

  2. Дополнительная литература , , .

Тема 6. Управление риском проекта

Определение понятий «риск», «владелец риска», «триггеры риска», «факторы риска», «остаточный риск», «вторичный риск». Классификации рисков. Типичные риски ИТ-проектов. Методы реагирования на негативные риски (уклонение, передача, снижение, принятие). Примеры применения методов реагирования на риски ИТ-проектов. Меры реагирования на возможности. Примеры применения методов реагирования на возможности в ИТ-проектах (использование, усиление, разделение, принятие). Стратегия выбора мер реагирования. Реестр рисков.

Процессы управления рисками проектов. Идентификация рисков. Качественный анализ рисков. Матрица вероятность/влияние. Количественный анализ рисков, методы количественного анализа. Планирование мер реагирования по результатам анализа. Мониторинг и контроль рисков.

Литература:


  1. Базовый учебник: , , .

  2. Дополнительная литература: , , , .

Этапы контроля хода выполнения проекта. Базовый план проекта. Мониторинг выполнения работ. Показатели выполнения работ. Показатель процента завершенности проекта. Контроль графика проекта по диаграмме Гантта с отслеживанием. Метод освоенного объема. Прогнозирование окончательной стоимости проекта.

Сводный статус проекта. Отчет о статусе проекта. Причины внесения изменений в план проекта.

Литература:


  1. Базовый учебник: , , .

  2. Дополнительная литература: , .

Тема 8. Организационная, методологическая и технологическая составляющие управления проектами

Функциональная, матричная и проектная организационные структуры. Разновидности матричной структуры (слабая, сбалансированная и жесткая матрицы). Соответствие организационной структуры типам проектов. Офис управления проектами.

Стандартизация управления проектами, её цели и принципы. Международные, национальные и корпоративные стандарты управления проектами. Каскадная (водопадная) модель управления проектами и гибкие методологии. Структура корпоративного стандарта управления проектами. Основные проблемы и их решения в процессе разработки корпоративных стандартов. Основные виды документов, используемых в корпоративном управлении проектами. Устав проекта. Паспорт проекта.

Области автоматизации в управлении проектами. Возможные подходы к автоматизации: использование специализированного программного обеспечения (ПО) или специализированных модулей ERP-систем (на примере SAP ERP). Основные вендоры ПО управления проектами на мировом рынке. Сравнительный анализ специализированного ПО MS Project Oracle Primavera. Их возможности и основные различия. Обзор ПО для управления проектам с использованием гибких методологий.

Литература:


  1. Базовый учебник и основная литература: , , , .

  2. Дополнительная литература: , ,
  1. Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: презентации проектов; обсуждения; решение задач по планированию проектов, выравниванию ресурсов, расчету показателей освоенного объема; практическая работа в Microsoft Project 2010.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля

Выполнение домашнего задания в форме презентации проекта по любой выбранной студентом тематике предусматривает:

  1. формулирование цели и задач проекта;

  2. определение бизнес-проблем, на решение которых направлен данный проект;

  3. определение рисков проекта и создание плана реагирования на них;

  4. формирование календарного плана проекта в Microsoft Project 2010;

  5. определение потребности в ресурсах;

  6. описание ресурсов и назначение их на задачи проекта в Microsoft Project 2010;

  7. формирование бюджета проекта;

  8. описание результатов проекта и получаемых бизнес-выгод от его реализации.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Тема 1. Проект и проектная деятельность.

  1. Что такое проект?

  2. В чем состоит отличие проектной деятельности от операционной?

  3. Какие формальные критерии можно использовать на предприятии для отнесения той или иной активности к проектной деятельности?

  4. Назовите основные типы проектов в зависимости от степени уникальности результата и процесса.

  5. Что такое «проектный треугольник»?

  6. Опишите взаимосвязь основных элементов проекта.

  7. Охарактеризуйте цели проекта, используя аббревиатуру SMART.

  8. Что из себя представляет и с какой целью разрабатывается «матрица компромиссов проекта»?

  9. В чем состоит отличие понятий «проект», «программа», «портфель проектов»?

  10. Приведите пример возможно типизации портфелей проектов.
Тема 2. Управление проектами как вид управленческой деятельности

  1. Дайте определение понятию «управление проектом»

  2. Кто относится к субъектам управления проектом?

  3. Приведите примеры ключевых стейкхолдеров проекта, дайте их краткую характеристику.

  4. Что является объектом управления в системе управления проектом?

  5. Перечислите области знания в управлении проектами в соответствии с PMBoK 5 th ed.

  6. Опишите ключевые навыки руководителя проекта, необходимые для успешного руководства проектом.

  7. Назовите факторы, влияющие на успех проекта;

  8. Назовите и охарактеризуйте фазы жизненный цикл проекта;

  9. Охарактеризуйте и представьте графически характер распределения затрат проекта во времени в соответствии с фазами жизненного цикла проекта.

  10. Назовите группы процессов управления проектами в соответствии с PMBoK 5 th ed;

  11. Проведите сравнительный анализ управления проектами и традиционного менеджмента.
Тема 3. Календарное планирование проектов

  1. Чем отличается иерархическая структура работ от сетевого графика проекта?

  2. В чем состоят отличия сетового графика с операциями на стрелках от сетевого графика с операциями в узлах?

  3. Что такое критический путь в проекте?

  4. Какие отношения определяют положение любой операции в графике проекта?

  5. Что такое прямой анализ сетевого графика проекта?

  6. Что такое обратный анализ сетевого графика проекта?

  7. Какие преимущества для менеджера проекта дает знание резервов времени выполнения операций?

  8. С какой целью при построении сетевых графиков используются отношения задержки операций?

  9. Что такое «веха» и в чем состоит цель её использования?

  10. Что такое подвесная операция и в чем состоит цель ее использования?

  11. Назовите и охарактеризуйте основные методы и инструменты оценки длительности работ.

  12. Опишите функционал MS Project 2010, используемый для календарного планирования.

  13. Назовите и охарактеризуйте основные виды задач, используемые в MS Project 2010
Тема 4. Планирование ресурсов

  1. Что такое ресурс?

  2. Назовите и охарактеризуйте основные типы ресурсов, используемых в проектной деятельности.

  3. Какие ограничения связаны с использованием ресурсов в проекте ?

  4. Как связаны календарное планирование ресурсов и приоритет проекта?

  5. Какие операции задерживаются при выравнивании использования ресурсов?

  6. Каким образом календарное планирование ресурсов снижает гибкость в управлении проектом?

  7. Объясните риски, связанные с выравниванием ресурсов, сокращением или срочным выполнением проектов и установлением сроков продолжительности проекта или с необходимостью идти по графику при выполнении проекта.

  8. Что такое «матрица ответственности», в чем состоит цель её использования?

  9. Опишите функционал MS Project 2010, используемый для создания ресурсов в проекте.

  10. Опишите функционал MS Project 2010, используемый для назначения ресурсов на задачи проекта.

  11. Опишите функционал MS Project 2010, используемый для выравнивания ресурсов.
Тема 5. Управление стоимостью проекта

  1. Что такое бюджет?

  2. В чем состоит отличие бюджета от сметы?

  3. В чем состоит отличие прямых и косвенных затрат проекта?

  4. В чем заключается принцип релевантности при планировании бюджета проекта?

  5. Что такое «совокупная стоимость владения» для информационной системы?

  6. Чем вызвана необходимость использования совокупной стоимости владения при расчете показателя ROI для ИТ-проектов?

  7. Назовите типовые статьи затрат для ИТ-проекта.

  8. Кто несет ответственность за формирование и исполнение бюджета проекта?

  9. Опишите функционал MS Project 2010, используемый для расчета бюджета проекта.
Тема 6. Управление риском проекта.

  1. Что такое риск?

  2. С помощью каких показателей можно оценить риск?

  3. Существуют ли риски, оказывающие положительное влияние на проект?

  4. Можно или нельзя устранить проектные риски, если проект тщательно спланирован?

  5. В чем состоит различие между факторами и триггерами риска?

  6. Кто такой «владелец риска»?

  7. Приведите известные вам классификации рисков.

  8. В чем состоит отличие между остаточным и вторичным риском?

  9. Назовите типичные риски ИТ-проектов.

  10. Назовите четыре вида мер реагирования на негативные риски. Проиллюстрируйте ответ примерами реагирования на негативные риски ИТ-проектов.

  11. Назовите четыре вида мер реагирования на возможности. Проиллюстрируйте ответ примерами реагирования навозможности в ИТ-проектах .

  12. Назовите процессы управления рисками.

  13. В чем заключается качественный анализ рисков, какова цель его проведения?

  14. В чем заключается количественный анализ рисков, какова цель его проведения?

  15. Каковы возможные последствия неприменения процесса контроля над изменениями? Почему?

  16. Как с помощью PERT-моделирования рассчитать вероятность конкретной продолжительности выполнения проекта? Какие подходы лежат в основе этого метода?

  17. В чем состоят отличия информации, используемой в PERT-модели, от информации, используемой в методе критического пути (СРМ)?
Тема 7. Контроль выполнения проекта

  1. В чем заключается необходимость применения метода освоенного объема?

  2. Назовите основные показатели освоенного объема и охарактеризуйте их.

  3. Как определяются отклонения проекта по срокам его выполнения?

  4. Как определяются отклонения проекта по стоимости?

  5. Каким образом базовый план способствует интеграции планирования и контроля проектов?

  6. Почему для руководителей проекта важно противостоять изменениям в базовый плане проекта? При каких условиях руководитель проекта мог бы внести изменения в опорный план?

  7. Какие показатели используются для оценки степени завершенности проекта в MS Project 2010?

  8. Опишите три возможных подхода для указания информации о фактическом выполнении работ в MS Project 2010. Проведите сравнительный анализ их достоинств и недостатков.

  9. Что такое статус проекта? Приведите пример статусной схемы.

  10. Какие показатели выполнения работ используются при оценки статуса проекта?

  11. Какие показатели используются в модели прогноза общей стоимости работ по завершению проекта?

  12. Опишите функционал MS Project 2010, используемый для контроля проекта по методу освоенного объема.
Тема 8. Организационная, методологическая и технологическая составляющие управления проектами.

  1. Опишите и сравните функциональную, матричную и проектную организационные структуры.

  2. Как власть и полномочия руководителя проекта зависят от организационной структуры?

  3. Опишите и сравните слабую, сбалансированную и сильную матричные организационные структуры.

  4. Что такое Офис управления проектами? В чем заключаются его функции и цель создания?

  5. Назовите и охарактеризуйте известные вам международные и национальные стандарты управления проектами.

  6. Почему при наличии международных и национальных стандартов существует необходимость в разработке корпоративных стандартов управления проектами?

  7. Охарактеризуйте структуру и назовите примерный состав корпоративного стандарта управления проектами.

  8. С какими основными проблемами сталкиваются на предприятиях при разработке корпоративных стандартов управления проектами? Каковы пути их решения?

  9. В чем состоит отличие каскадной (водопадной) методологии и гибкой методологии управления проектами?

  10. Какие основные направления автоматизации управления проектами?

  11. Какие возможности должна обеспечить система управления проектом в части календарно-ресурсного планирования?

  12. Какие возможности должна обеспечить система управления проектом в части финансового планирования?

  13. Какие функциональные компоненты включаются в систему управления проектами?

  14. Сравните два подхода к автоматизации процессов управления проектами: на основе специализированного ПО и на основе специализированных модулей ERP-систем? Назовите преимущества и недостатки этих подходов.
  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формирование оценок по учебной дисциплине производится в соответствии с Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ, утвержденным протоколом №5 от 27.06.2014.

В соответствии с Рабочим учебным планом, формой текущего контроля является контрольная работа, которая оценивается по 10-балльной шкале. Общая оценка за текущий контроль (по 10-балльной шкале) рассчитывается по формуле:

О текущий = О дз ,
О дз – оценка за домашнее задание.
При определении накопленной оценки (по 10-балльной шкале) оценивается только аудиторная работа, самостоятельная внеаудиторная работа не оценивается. Поэтому накопленная оценка рассчитывается по формуле:

О накопленная = 0,5 · О текущий + 0,5 · О ауд + 0,0 · О сам.работа ,
где О текущий – оценка за текущий контроль;

О ауд – оценка за аудиторную работу;

О сам.работа – оценка за самостоятельную работу.
Результирующая оценка (выставляется в диплом) формируется на основе итоговой оценки за экзамен (по 10-балльной шкале) и накопленной оценки. Результирующая оценка рассчитывается по формуле:

О результ = 0,3 · О экз + 0,7 · О накопленная ,
где О зачет – оценка за итоговый контроль (экзамен);

О накопленная – накопленная оценка.

При формировании оценок на основе весовых коэффициентов применяется округление до целого числа в большую сторону.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература

а) базовый учебник

  1. Багратиони К.А., Алешин А., Аньшин В.М. Управление проектами: фундаментальный курс. М. Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 624 c.
б) основная литература

  1. Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система - шаг за шагом / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 248 c.

  2. Грей К. Ф. Управление проектами. М. Дело и Сервис, 2007. - 597 с.

  3. Куперштейн В.И. Microsoft Project 2010 в управлении проектами; под общ. ред. А.В. Цветкова. – СПб. : БХВ-Петербург, 2011. – 416 с.

  4. Ципес Г. Л. Проекты и управление проектами в современной компании. М. Олимп-Бизнес, 2010. - 463 с.

  5. Project Management Institute. PMI PMBOK (5th Edition) / Руководство к Своду знаний по управлению проектами (пятое издание), Project Management Institute, Inc., 2012.
в) дополнительная литература

  1. Вольфсон Б. Гибкие методологии разработки. [Электронный ресурс] // URL: http://agilerussia.ru/methodologies/borisvolfson_ebook/

  2. Мазур И. И. Управление проектами. ОМЕГА-Л, 2005. - 664 с.

  3. Мартин П. Управление проектами. СПб. Питер, 2006. - 223 с.

  4. Павлов А. Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 208 с.

  5. Полковников А. В. Управление проектами. М. Олимп-Бизнес, 2013. - 547 с.

  6. Товб А.С. Управление проектами: – М.: «Олимп-Бизнес», 2005, 239 с.

  7. Романова М. В. Управление проектами. ФОРУМ, 2007. - 253 с.

  8. Терехов А. Как оценить эффективность внедрения ERP-систем. //Финансовый директор. – 2003. – № 1.

  9. Филлипс Д. Управление проектами в области информационных технологий. Лори, 2008. - 374 с.

  10. Управление проектами. Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности (НТК) специалистов// Сертификационная комиссия COBHET. M.: КУБС, 2001. 265с.

Программные средства

Компьютерный класс, специализированное ПО по управлению проектами «Microsoft Project 2010» компании Microsoft.

Для подготовки практических задач, презентаций и выступлений студентами используется современная учебно-лабораторная база, в том числе стандартные пакеты прикладных программ офисного назначения:


    • информационные системы подготовки текстов (Microsoft Word);

    • системы электронных таблиц (Microsoft Excel);

    • системы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint).

Дистанционная поддержка дисциплины

Не предусмотрена.
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Используются персональный компьютер (ноутбук) и проектор для проведения лекций и практических занятий, техническое оснащение компьютерных классов
Разработчик:
НИУ ВШЭ _______ ________доцент ________ ______________Кузнецова Е.В. _

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт управления»

Экономический факультет Кафедра государственного и муниципального управления

и менеджмента организации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ»

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

38.03.04 (081100) «ГОСУДАРСТВЕННОЕ

И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«БАКАЛАВР»

(очная и заочная формы обучения)

2-е издание, исправленное и дополненное

АРХАНГЕЛЬСК

Институт управления

ББК 65.290-2 Р 13

Рабочая программа составлена доцентом Северодвинского филиала ИУ О. И. Авагиной и профессором ИУ кандидатом экономических наук, доцентомЕ. Э. Осиповой в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3-го поколения, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 41.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…:

Одобрена на заседании кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента организации Протокол № 1 от 12 сентября 2014 г.

Зав. кафедрой проф. ИУ Н. В. Зыкова

Председатель научно-методического совета проф.А. Н. Ежов

Р 13 Рабочая программа дисциплины «Управление проектами» по направлению 38.03.04 (081100) «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) «Бакалавр» (очная и заочнаяформы обучения) / сост. :О. И. Авагина., Е. Э. Осипова.

– 2-е изд., испр. и доп. - Архангельск: Институт управления, 2014. – 20 с.

© Авагина О.И., сост., 2014

© Осипова Е.Э., сост., 2014

© НОУ ВПО «Институт управления», 2014

1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….…… 4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА.…………….…………………………..…… 4

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………. 5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……….…. 7

4.1. Примерный тематический план……………….…….......... 8

4.2. Аннотация………………………………………..……….. 10

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………............ 11

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………….…. 12

6.2. Программные вопросы.………..……….……….…….…… 14

6.3. Критерии оценки результатов обучения…....…………… 15

6.4. Виды, сроки и формы контроля

успеваемости студентов…………………………….......... 17

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..…........... 18

7.1. Библиографический список………..……………....…….… 18

7.2. Интернет-ресурсы………………………………..………. 19

1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины «Управление проектами» является подготовка студентов к изучению экономических и организационноправовых основ развития управленческой деятельности при реализации различных проектов.

Задачи изучения дисциплины:

усвоить основные понятия;

овладеть методологией управления проектами, в том числе методическими основами рыночного подхода к системе экономики планирования реализации проектов, методами анализа и синтеза управленческих решений, основанных на идеях достижения максимального результата в условиях ограниченности имеющихся ресурсов и способов повышения рентабельности;

ознакомиться с инструктивными материалами по вопросам управления проектами;

ознакомится с основными источниками экономической информации по дисциплине.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Управление проектами» относится к профессиональному циклу Б3.В.ОД.5ООП ВПО (Базовая часть). «Входные» знания и умения, необходимые для освоения данной дисциплины, формируются следующими предшествующими дисциплинами: «Экономическая теория», «Правоведение», «Инвестиционный анализ», «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Учет и анализ: финансовый учет», «Стратегический менеджмент», «Концепции устойчивого развития».

Понятия, методы и знания практических вопросов управления проектами используются при изучении следующих прикладных дисциплин: «Инициация и управление содержанием проекта», «Управление стоимостью проекта», «Управление поставками и контрактами проекта», «Управление качеством проекта», «Управление командой проекта», «Управление коммуникациями проекта», «Управление сроками проекта», «Управление рисками проекта».

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения содержания дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями

общекультурными:

– умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

– способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

профессиональными:

– способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5).

В результате освоения дисциплины «Управление проектами» студент должен

место и роль управления проектами в общей системе организационно-экономических знаний;

современную методологию и технологию управления проектами;

основные типы и характеристики проектов;

функции управления проектами;

основные этапы реализации проектов;

основные нормативные акты, регламентирующие проектную деятельность;

современный инструментарий в области управления проек-

определять цели проекта;

– разрабатывать технико-экономическое обоснование проекта;

разделять деятельность на отдельные взаимозависимые задачи;

анализировать финансовую реализуемость и экономическую эффективность проекта;

составлять сетевой график реализации проекта;

формировать бюджет проекта;

использовать методы и механизмы для управления проек-

специальной терминологией проектной деятельности;

организационным инструментарием управления проектами;

методами проектного анализа и математическим аппаратом оценки эффективности и рисков проекта;

методами сетевого планирования проекта;

практическими навыками решения практических задач проектного менеджмента.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

обучение

обучение

Общая трудоемкость

дисциплины

Аудиторная работа (в часах):

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Семинарские занятия (СЗ)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (в часах):

Аудиторная:

Внеаудиторная:

– подготовка к лекциям и практическим

занятиям

– выполнение контрольной работы

– подготовка к тестированию

– самостоятельное изучение разделов,

повторение лекционного материала

Форма итогового контроля

с оценкой

по дисциплине

с оценкой

4.1. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения

Бюджет учебного времени, ч

Наименование темы

в том числе:

СРС*

Тема 1. Базовые понятия

в управлении проектами

Тема 2. Процессы управления

проектами

Тема 3. Календарно-сетевое

планирование проекта

Тема 4. Разработка проекта

Тема 5. Организационные ме-

ханизмы управления проекта-

Тема 6. Оперативное управле-

ние проектами

Тема 7. Бизнес-планирование

Тема 8. Специфика управления

проектами различных типов

Форма контроля:

Зачет с оценкой

Заочная форма обучения

Бюджет учебного времени, ч

Наименование темы

в том числе:

СРС*

Тема 1. Базовые понятия в

управлении проектами

Тема 2. Процессы управления

проектами

Тема 3. Календарно-сетевое

планирование проекта

Тема 4. Разработка проекта

Тема 5. Организационные ме-

ханизмы управления проекта-

Тема 6. Оперативное управле-

ние проектами

Тема 7. Бизнес-планирование

Тема 8. Специфика управления

проектами различных типов

Форма контроля:

Зачет с оценкой

* СРС – самостоятельная работа студентов

4.2. АННОТАЦИЯ

Тема 1. Базовые понятия в управлении проектами

Проект и его окружение. Внешняя и внутренняя среда проекта. Структура и содержание элементов. Типы проектов. Масштаб (размер) проекта. Окружение проектов. Классификация базовых понятий управления проектами. Управляемые параметры проекта. Проектный цикл. Функции и подсистемы управления проектами. Основные участники проекта. Функции и роль в разработке и выполнении.

Тема 2. Процессы управления проектами

Процессы управления субъектами и объектами проекта. Процессы инициации, планирования, организации, контроля выполнения проекта, управления предметной областью проекта, управление продолжительностью, стоимостью и финансированием проекта, управление качеством, риском, человеческими ресурсами, коммуникациями, поставками и контрактами, изменениями, безопасностью и конфликтами в проекте.

Тема 3. Календарно-сетевое планирование проекта

Построение календарного плана. Сетевые модели проекта, оптимизация сетевых моделей. Двойная сетевая модель распределения ресурсов в проекте.

Тема 4. Разработка проекта

Разработка концепции и начальная фаза проекта. Построение организационных структур управления проектами. Источники финансирования и маркетинг проекта. Планирование проекта. Оценка эффективности проекта.

Тема 5. Организационные механизмы управления

проектами

Механизмы формирования состава исполнителей проекта. Надёжность проекта. Механизмы страхования. Механизмы распределения ресурсов. Механизмы распределения затрат. Механизмы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И.Пландина»

Утверждаю

Директор ГБПОУ

«АПК им. П. И. Пландина»

___________/С.А. Ермолаев/

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Управление проектами

по специальности 09.02.04

Информационные системы

(базовый уровень)

Арзамас, 2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Управление проектами» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы, входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Организация - разработчик: ГБПОУ «АПК им.П.И. Пландина».

Разработчик:

Малова Е.В., преподаватель ГБПОУ «АПК им.П.И. Пландина».

Одобрена Методическим советом ГБПОУ «АПК им.П.И. Пландина».

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

условия реализации учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Управление проектами

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины «Управление проектами» является частью профессионального модуля раздела «Участие в разработке информационных систем» образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы, входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Основная цель изучения специального курса – формирование у различных категорий обучающихся представления об управлении проектами построения корпоративных информационных систем.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является частью профессионального модуля раздела «Участие в разработке информационных систем» образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.04 «Информационные системы» (по отраслям).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    • результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный интеллект, обработка изображений);

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

лекционные занятия

42

лабораторные занятия

-

практические занятия

36

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

Подготовка к устному и письменному опросам

Подготовка к тестированию

Подготовка сообщений

Работа с учебником (составление конспекта, тезисов)

Составление таблиц, схем по теме занятия

Решение расчетных и ситуационных задач

Создание электронных презентаций по конкретной теме

экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Управление проектами»

Наименование

Содержание учебного материала, практические работы,

Объем

Уровень

разделов и тем

самостоятельная работа обучающихся

часов

освоения

Раздел 1. Проект и его окружение

53

Тема

1.1.

Базовые понятия управления проектами.

1, 2

Управление

Технология управления проектами.

проектами

Процессы принятия решений.

информационных

Практическое занятие 1. Настройка интерфейса MS Project.

2, 3

систем

1) Подготовка к лекции. Изучение вопросов: Базовые понятия управления

проектами. Технология управления проектированием информационных систем.

Процессы принятия решений.

1, 2, 3

2) Подготовка к практической работе №1. Знакомство с ПО MS Project.

1.Настройка интерфейса MS Project.

3) Формирование команды проекта, распределение ролей.

Тема 1.2. История

Объективные предпосылки возникновения методов управления проектами.

возникновения

Развитие управления проектами за рубежом.

становления

Профессиональные объединения управляющих проектами.

1, 2

методов управления

Основные этапы развития управления проектами в России.

проектами

Российская ассоциация управляющих проектами СОВНЕТ.

Практическое занятие 2. Формирование календаря проекта

2, 3

Самостоятельная работа студента:

Подготовка к лекции. Изучение вопросов: Объективные предпосылки

возникновения методов управления проектами. Развитие управления проектами

за рубежом. Профессиональные объединения управляющих проектами.

1, 2, 3

Основные этапы развития управления проектами в России. Российская

ассоциация управляющих проектами СОВНЕТ.

Подготовка к Практическому занятию № 2.Формирование календаря проекта.

Коллективное обсуждение дела проекта каждой команды.

Тема

1.3. Проект,

1 Проект. Понятия и определения.

его

элементы и

2 Основные признаки проекта.

характеристики

3 Классификация проектов.

4 Структура и структурные модели проекта.

1, 2

5 Жизненный цикл проекта.

Практическое занятие 3.Настройка календарного плана и составление списка задач.

Самостоятельная работа студента:

Подготовка к лекции №3. Изучение вопросов: Проект. Понятия и

определения. Основные признаки проекта. Классификация проектов. Структура

и структурные модели проекта. Жизненный цикл проекта.

1, 2, 3

Подготовка к Лабораторным работам №3. Изучение методов: 3.Настройка

календарного плана и составление списка задач.

Работа над своим разделом проекта в группе

Тема

1.4.

«Дальнее» окружение проекта.

1, 2

Окружение проекта

«Ближнее» окружение проекта.

Участники проекта.

Команда проекта.

Управляющий проектом.

Практическое

занятие 4. Ввод

вех плана, установка длительностей

и типов

2, 3

задач.

Самостоятельная работа студента:

1) Подготовка к лекции №4. Изучение вопросов: «Дальнее» окружение проекта.

«Ближнее» окружение проекта. «Внутреннее» окружение проекта. Участники

проекта. Команда проекта. Управляющий проектом.

1, 2, 3

2) Подготовка к практической работе №3. Изучение методов: 4.Ввод вех

плана, установка длительностей и типов задач.

3) Работа над курсовой. Работа над своим разделом проекта в группе

Раздел 2. Процессы управления проектом

28

Тема 2.1. Области

«Дальнее» окружение проекта.

1, 2

знаний управления

«Ближнее» окружение проекта.

проектами

«Внутреннее» окружение проекта.

Участники проекта.

Команда проекта.

Управляющий проектом.

Практическое занятие 5.Установка связей между задачами.

2, 3

Практическое занятие 6.Форматирование диаграммы Ганта.

1) Подготовка к лекциям. Изучение вопросов:

Управление проектами. Понятия и определения. Аспекты управления

проектами. Чем управляет «Управление проектами»?

Управление проектами по областям знаний: 04.Управление интеграцией

1, 2, 3

проекта. 05.Управление содержанием проекта 06.Управление сроками проекта

07.Управление

стоимостью

проекта 08.Управление качеством

проекта

09.Управление человеческими ресурсами 10.Управление коммуникациями

проекта 11.Управление рисками проекта 12.Управление поставками проекта.

Подготовка к работам №5-7. Изучение методов: 5.Установка

связей между задачами. 6.Форматирование диаграммы Ганта. 7.Работа с

таблицами.

3) Работа над своим разделом проекта в группе

Тема 2.2. Группы

Группа процессов инициации.

процессов

Группа процессов планирования.

управления

Группа процессов исполнения.

проектами

Группа процессов мониторинга и управления.

Группа завершающих процессов.

Практическое занятие 7.Работа с таблицами.

2, 3

Практическое занятие 8.Назначение ресурсов.

Самостоятельная работа студента

1) Подготовка к лекциям.

Изучение вопросов:

Группа процессов инициации:

04.1.Разработка устава проекта.

04.2.Разработка предварительного содержания проекта.

Группа процессов планирования:

04.0.Управление интеграцией проекта.

1, 2, 3

05.0.Управление содержанием проекта

Группа процессов исполнения:

04.0.Управление интеграцией проекта.

08.0.Управление качеством проекта.

09.0.Управление человеческими ресурсами.

10.0.Управление коммуникациями проекта.

12.0.Управление поставками проекта.

Группа процессов мониторинга и управления:

05.0.Управление содержанием проекта.

06.0.Управление сроками проекта.

07.0.Управление стоимостью проекта.

08.0.Управление качеством проекта.

09.0.Управление человеческими ресурсами

10.0.Управление коммуникациями проекта.

11.0.Управление рисками проекта.

12.0.Управление поставками проекта.

Группа завершающих процессов:

04.0 Управление интеграцией проекта.

12.0.Управление поставками проекта.

    Подготовка к Практическим занятиям № 7-9. Изучение методов: 7.Работа с таблицами. 8.Назначение ресурсов. 9.Выравнивание загрузки ресурсов.

    Работа над своим разделом проекта в группе.

Раздел 3. Организация управления проектами 36

Тема

3.1.

Методы построения проектных моделей компании.

Организационная

Управление проектами и стратегии компании.

структура

Информационная система управления проектами как инструмент реализации

управления

стратегии компании.

1, 2

проектами

Практическое занятие 9. Проектно-ориентированный бизнес.

2, 3

Практическое занятие 10. Организационные структуры управления проектами.

2, 3

Практическое занятие 11. Прогнозирование и определение риска и его оценка.

2, 3

Практическое занятие 12. Информационная система управления проектами.

2, 3

Практическое занятие 13. Выравнивание загрузки ресурсов.

2, 3

Практическое занятие 14. Вспомогательные формы представления информации

о проекте.

2, 3

Практическое занятие 15. Фиксация базового плана.

2, 3

Практическое занятие 16. Отчеты. Распечатка форм

2, 3

представления информации.

2, 3

Практическое занятие 17. Экономический эффект от управления рисками.

2, 3

Практическое занятие 18. Отслеживание проекта.

2, 3

Самостоятельная работа студента:

1) Подготовка к лекциям. Изучение вопросов: Модель стратегического

управление компанией. Модель оперативного управления компанией. Компания

как объект стратегического управления. Виды стратегий компании. Модель

организационной зрелости управления проектами. Формирование бизнес-

модели компании. Интегрированная система управления развитием. Целевая

организационная структура управления развитием. Рынок современного ПО

управления проектами. Взаимодействие функций управления проектами с

подсистемами интегрированной информационной системы. Организационная

структура управления проектами. Документационное обеспечение управления

проектами. Терминология. Соответствие организационной структуры системе

взаимоотношений участников проекта. Соответствие организационной

1, 2, 3

структуры содержанию проекта. Соответствие организационной структуры

требованиям внешнего окружения. Алгоритм разработки и создания

организационных структур проекта. Понятия: «Риск» и «Управление риском».

Оценка риска наступления негативного события. Управление риском

негативного события. Управление специфическими рисками реализации

проекта. Управление рисками расписания. Управление рисками ресурсов.

Управление рисками бюджета. Мониторинг проектных рисков. Экономический

эффект от управления рисками. Состав информационной системы.

Функциональные подсистемы информационных систем управления проектами.

Обзор программных средств управления проектами. Обеспечивающие

подсистемы информационных систем управления проектами. Жизненный цикл

информационной системы управления проектами.

2) Подготовка к Практическим занятиям №10-18. Изучение методов:

10.Вспомогательные формы представления информации о проекте. 11.Фиксация

базового плана. Отчеты. Распечатка форм представления информации.

12.Отслеживание проекта.

3) Работа над своим разделом проекта в группе.

Итого

117

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

    продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, оборудованного мультимедийным проектором и ПК с выходом в Интернет; компьютерной лабораторией, оборудованной современной вычислительной техникой и с установленным программным обеспечением Primavera Oracle (Microsoft Project).

Оборудование учебного кабинета: мультимедийный проектор и ПК с выходом в Интернет.

Технические средства обучения: ПК объединенные в сеть с установленным программным обеспечением Primavera Oracle (Microsoft Project) и имеющие выход в Интернет.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

    Руководство к Своду знаний по управлению проектами. (Руководство

PMBoK). Третье издание . Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newton Square, PA 19073-3299 USA/ США .

    Трофимов В.В., Цветков А.В. и др. ИСУП в управлении проектами. Практическое пособие/Под ред. проф. В.В. Трофимова.. М.: Изд-во ЗАО

    Программное обеспечение:

      1. ПО Microsoft Project

        ПО Primavera

      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля

    и оценки результатов обучения

    уметь:

    У1. Осуществлять математическую и информационную постановку задач по

    обработке информации, использовать

    алгоритмы обработки информации для

    различных приложений;

    Оценка выполнения практических работ и тестовых заданий

    У2. Решать прикладные вопросы статических экспертных систем, экспертных систем реального времени; использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев

    для создания независимых

    программ, разрабатывать

    графический интерфейс приложения;

    Оценка выполнения самостоятельных заданий, письменный опрос

    знать:

    З1. Основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный интеллект, обработка изображений);

    Оценка выполнения домашних заданий, устный опрос

    З2. Сервисно-ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы; объектно-ориентированное программирование;

    спецификации языка, создание графического пользовательского

    интерфейса (GUI), файловый ввод-вывод,

    создание сетевого сервера и сетевого

    клиента;

    Оценка выполнения индивидуальных проектов

    Оценка выполнения письменного задания

    З3. Платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;

    основные процессы управления проектом разработки

    Оценка выполнения тестовых заданий

    Оценка внеаудиторной самостоятельной работы

    иметь практический опыт:

    П1.Формирования отчетной документации по результатам работ;

    П2.Использования стандартов при оформлении программной документации;

    Оценка выполнения практических работ

    П3.Программирования в соответствии с

    требованиями технического задания;

    Оценка выполнения практических работ

    Промежуточная аттестация в форме экзамена

    Разработчик:

    ГБПОУ АПК им. П.И. Пландина преподаватель Е.В.Малова