ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПОЛИТИКИ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Планирование проекта
Качества эффективного руководителя проекта
Принципы управления командами, работающими над проектом
Управление бюджетом проекта
Учет и контроль хода реализации проекта
Решение проблем, связанных с осуществлением проекта
Завершение проекта
ИТОГО
Учебная программа
Тема 1. Введение в управление проектами
Многообразие проектов: история и современность. Основные классификационные признаки проектов. Определение проекта. Аспекты проекта: сроки, бюджет и качество результата. Четыре функции управления проектом. Жизненный цикл проекта.
Тема 2. Оценка и выбор проекта
Проблемы, возникающие при выборе проекта: неопределенность и риск. Как выявить риски проекта и как их уменьшить. Как принимается решение: «да» или «нет» проекту. Качественные критерии выбора проекта. Количественные критерии выбора проекта.
Тема 3. Разработка организационной структуры проекта
Что вообще значит «организация». Признаки организации. Различие между проектными и организационными структурами. Типы организации проектов: интегрированная структура, независимая структура и матричная структура. Преимущества и недостатки этих структур, наиболее частые сферы их применения. Спецификация проекта. Должностные инструкции. График функциональных обязанностей. Смета и бюджет. Контроль за внесением изменений в проект.
Тема 4. Планирование проекта
Важность планирования. Определение плана. Начало планирования: перечень действий и их взаимосвязь. Сетевое планирование: составление сетевого графа проекта, выявление критического пути и резервов времени выполнения отдельных работ проекта. Календарное планирование проектов (графики Ганта). Вероятностная оценка времени выполнения проекта. Оптимизация графики по критерию «затраты-время». Планирование с помощью компьютеров.
Тема 5. Качества эффективного руководителя проекта
Что значит «управлять». Различия между управлением рутинной и проектной деятельностью . Что должен уметь и знать руководитель проекта. Как руководители проектов влияют на подчиненных. Эффективная коммуникация с подчиненными. Навыки эффективного решения конфликтов между членами команды. Эффективная мотивация подчиненных.
Тема 6. Принципы управления командами, которые работают над проектом
Причины популярности командного принципа работы в современном бизнесе. Что представляет собой команда. Отличия хорошей и плохой команды. Сколько членов должно быть в команде. Принципы организации команды: целеустремленность, сплоченность, ответственность. Качества хорошего командного игрока. Устав команды. Создание команды. Команды, работающие над проектами.
Тема 7. Управление бюджетом проекта
Бюджет как инструмент управления проектом. Виды затрат на реализацию проекта. Поэтапная оценка бюджета проекта в процессе его подготовки. Исходные данные для оценки проекта. Методы оценки «сверху вниз» и «снизу вверх». Расходы по капитальным и текущим операциям. Когда прогноз расходов превращается в план расходов.
Тема 8. Учет и контроль хода реализации проекта
Важность учета и контроля проекта. Зачем нужны проверки: пассивные и активные данные. Планирование учета проекта. Поэтапный учет результатов. Метод допустимых границ. Анализ товарных запасов. Учет методом S-образной кривой. Метод прибавочной стоимости. Отчеты о результатах проверок и организация рабочих совещаний. Выработка корректирующих воздействий.
Тема 9. Решение проблем, связанных с осуществлением проекта
Неизбежность проблем, возникающих в процессе реализации проекта. Проблема недостатка информации при принятии решений. Решение о том, когда и как нужно решать данную проблему. Логика и интуиция в решении проблем. Метод целевой группы. Метод анализа сил. Диаграмма Ишикавы. Парето-анализ. Метод совокупной суммы.
Тема 10. Завершение проекта
Важность грамотного завершения проекта. Как определить момент окончания проекта. Функция руководителя проекта на завершающем этапе. Процесс завершения проекта. Роспуск команды, работавшей над проектом. Закрытие банка данных проекта. Завершение работ. Завершающая проверка и подведение итогов проекта. Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка
Контрольные вопросы, задания, результаты
Вопрос |
Задание |
Результат |
1. Классификация проектов |
Составить список проектов и разбить их по основным классификационным признакам |
Знание классификационных признаков и их правильное применение |
2. Определение проекта |
Кратко описать какой-либо проект и на его примере продемонстрировать основные признаки проекта |
Знание определение. Умение правильно идентифицировать проекты по основным его признакам |
3. Аспекты проекта |
Рассмотреть два-три проекта и на их примере показать три главных аспекта проекта и как их контролируют |
Знание главных аспектов проекта. Понимание важности этих аспектов. Умение перевести эти аспекты в конкретные показатели проекта |
4. Функции управления проектом |
Нарисовать схему управления проектом. Прокомментировать каждую из четырех функций управления проектами |
Знание того, как принципы менеджмента применяются к управлению проектами. |
5. Жизненный цикл проекта |
На примере какого-либо проекта показать основные этапы реализации проекта |
Знание основных этапов проекта, а также действий и результатов каждого этапа. |
6. Неопределенность и риски в проекте |
На примере показать, чем отличаются неопределенность и риск. |
Знание, что такое неопределенность и риски. Умение описывать, идентифицировать и классифицировать риски. |
7. Уменьшение рисков |
На примере продемонстрировать, как можно уменьшить риски проекта |
Умение анализировать причины и последствия рисков проекта, а также планировать действия по их уменьшению. |
8. Качественные критерии выбора проекта |
Перечислить качественные критерии выбора проекта и привести по ним примеры |
Знание качественных критериев выбора проекта и понимание того, в каких случаях из следует применять |
9. Количественные критерии выбора проекта |
Перечислить количественные критерии выбора проекта. Продемонстрировать их применение на примере |
Знание количественных критериев выбора проекта. Умение применять эти критерии на практике |
10. Различие между проектами и организациями |
Продемонстрировать место проекта в системе менеджмента и назвать основные различия проекта от обычной организации |
Понимание различий между организацией и проектом. Умение выявить эти различия на практическом примере |
11. Типы организации проектов |
Перечислить типовые структуры организации проектов, назвать их преимущества и недостатки. Проиллюстрировать выбор структуры проекта на примере |
Знание основных структур организации проектов. Понимание того, как выбирается структура. Умение делать правильный выбор структуры на практике |
12. Спецификация проекта |
Объяснить, что такое спецификация проекта и для чего она нужна. Разработать спецификацию проекта на конкретном примере |
Знание того, что такое спецификация. Умение разрабатывать спецификации в практических условиях |
13. Должностная инструкция |
Что включает в себя должностная инструкция. Разработать пример должностной инструкции |
Знание того, что такое должностная инструкция. Практические навыки ее составления |
14. График функциональных обязанностей |
Что такое график функциональных обязанностей и как он строится. Привести пример составления графика |
Знание того, что такое график функциональных обязанностей. Практические навыки его составления |
15. Планирование проекта |
Объяснить, что такое планирование. Перечислить методы планирования. Как можно оптимизировать план. Показать на практическом примере, как осуществляется планирование |
Знание того, что такое планирование. Навыки составления плана (действия, их последовательность, оценки времени выполнения действий). Знание факторов, которые влияют на длительность плана |
16. Сетевое планирование |
Объяснить, как составляется сетевой граф. Составить сетевой граф по данным практического примера. Выявить на графе критический путь и резервы времени выполнения работ |
Знание того, что такое сетевое планирование. Практические навыки сетевого планирования |
17. Календарное планирование |
Объяснить, что такое график Ганта. Простроить график Ганта по данным практического примера. Обозначить на графике критический путь проекта |
Знание того, что такое календарное планирование и график Ганта. Практические навыки календарного планирования |
18. Качества руководителя проекта |
Объяснить специфику руководства проектами. Перечислить качества руководителя проекта. По данным примера показать, как эти качества используются на практике |
Знание качеств руководителя проекта. Умение идентифицировать эти качества на практике |
19. Влияние на подчиненных |
Перечислить способы влияния руководителя на своих подчиненных. Привести примеры |
Знание способов влияния руководителя на подчиненных. Умение распознавать эти способы в практических ситуациях |
20. Эффективная коммуникация |
Что включает в себя эффективная коммуникация. Привести примеры правильной и неправильной коммуникации |
Знание принципов эффективной коммуникации. Умение распознавать приемы коммуникации в практических ситуациях |
21. Эффективное решение конфликтов |
Перечислить причины и виды конфликтов в команде. Как следует решать конфликты. Привести пример |
Понимание природы конфликта. Знание принципов решения конфликтов. Умение распознавать применять эти принципы в практических ситуациях |
22. Мотивация членов команды |
Рассказать о принципах и приемах мотивации членов команды. Рассмотреть эти принципы на практическом примере |
Знание принципов мотивации членов команды. Умение применять эти принципы на практике. |
23. Командный принцип работы |
Рассказать, что такое команда и чем она отличается от группы. Продемонстрировать на примере принципы работы команды |
Знание того, что такое командный принцип работы. Умение использовать командный принцип работы в практических ситуациях |
24. Методы оценки бюджета проекта |
Рассказать, что такое методы оценки «сверху вниз» и «снизу вверх». В каких случаях они применяются. Привести примеры |
Знание методов оценки бюджета «сверху вниз» и «снизу вверх». Навыки практического использования методов |
25. Методы проверки проекта |
Перечислить методы проверки проекта. Проиллюстрировать применение одного из методов на практическом примере |
Знание методов проверки проекта. Практические навыки использования методов на практике |
26. Методы решения проблем в проекте |
Перечислить методы решения проблем в проекте. Проиллюстрировать применение одного из методов на практическом примере |
Знание методов решения проблем в проекте. Практические навыки использования методов на практике |
27. Процесс завершения проекта |
Раскрыть процесс завершения проекта. Объяснить, как следует организовать завершение проекта на практическом примере |
Понимание проблем, возникающих при завершении проекта. Знание принципов их решения. Умение применять эти принципы на практике |
Самостоятельная работа «Планирование проекта»
Цель: отработать навыки самостоятельного планирования проектов
Задачи:
1. Самостоятельно придумать и описать какой-либо проект
2. Составить спецификацию проекта, которая будет содержать в себе:
§ Цели и задачи проекта
§ Перечень действий (от 12 до 25)
§ Сроки выполнения
§ Количество ответственных лиц и исполнителей (не менее 2 человек)
§ Требуемые ресурсы
3. Осуществить сетевое планирование проекта и с его помощью оценить реальную длительность проекта, включая следующие действия:
§ Составление сетевого графа
§ Определение продолжительности выполнения действий (как вариант, можно указать минимальную, максимальную и наиболее вероятную продолжительность действия)
§ Определение ранних и поздних сроков выполнения событий
§ Определение резервов времени по каждому событию
4. Составить календарный план-график проекта (график Ганта), указав на нем критический путь, а также указать рядом с каждым действием ответственных лиц и исполнителей
5. Описать и проанализировать все способы и возможности сокращения времени выполнения проекта за счет:
§ Изменения используемых или привлечения дополнительных ресурсов (рабочих, техники, денег и пр.)
§ Изменения перечня и последовательности выполняемых действий вследствие изменения способа или технологии выполнения проекта
Литература
1. , «Управление проектами». – Омега, 2004. -Цена: 212 р. (В учебном пособии системно рассмотрен комплекс вопросов, в совокупности составляющих сущность сравнительно новой для России синтетической дисциплины – «управление проектами». Освещены все элементы управления проектами, представленные в четырех частях: знакомство с миром управления проектами; разработка проекта; функции управления проектами; подсистемы управления проектами. Книга содержит также предметный указатель и краткие сведения об авторах.)
2. "Управление проектами" – Питер (Серия «Теория и практика менеджмента »), 2004. - Цена: 222 р. (Книга известных американских специалистов посвящена одному из наиболее востребованных в настоящее время направлений менеджмента - управлению проектами. В книге подробно описаны управление средой проекта, взаимодействием проекта и организации, управление целями проекта и планирование, управление всеми аспектами, связанными с человеческими ресурсами, управление интеграцией, объединением всех процессов проекта. Приводится большое количество практических ситуаций.)
3. Бэгьюли Ф. "Управление проектом" - Фаир-пресс, 2004. - Цена: 101 р. (Автор в доступной и содержательной форме разъясняет все аспекты управления проектами, особенно малыми.)
4. Д. Локк "Основы управления проектами" – HIPPO, 2004. - Цена: 480 р. (Практическое руководство, позволяющее сформировать полное представление об управлении проектами. Это идеальное введение в предмет для специалистов, в круг профессиональных обязанностей которых входит кправление проектами; а также для студентов, для которых этот предмет является частью более широкого курса.)
5. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон "Управление проектами. Практическое руководство" - Дело и Сервис, 2002. - Цена: 1 534 р. (Книга является самым авторитетным и фундаментальным трудом из всех, когда-либо изданных на Западе, раскрывающим суть перехода от неформального к формальному и системному подходу к вопросам управления проектами. В книге раскрываются все этапы проектирования, в том числе; интеграция стратегии организации проектов; определение проекта; разработка сетевого плана; управление риском; сокращение времени исполнения проекта; календарное планирование ресурсов и пр.)
6. «Деловое проектирование и управление проектом: Курс лекций». – Издательство «Бусыгин», 2003. - Цена: 400 р. (Курс лекций предназначен в первую очередь для студентов высших учебных заведений и может быть использован как для освоения общего курса, так и для специализации по управлению проектами. Книга может оказаться полезной и практикам при возникновении необходимости осуществления функций по деловому проектированию или управлению проектами.)
7. Д. Королев "Эффективное управление проектами" - Олма-Пресс (серия «Успешный бизнес. Мастер-класс»), 2003. - Цена: 126 р.
8. "Управление проектом. Учебное пособие" - Издательство АСВ стран СНГ, 2000. - Цена: 88 р.
9. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости. - ДМК Пресс (серия «Управление проектами»), 2003. - Цена: 338 р. (Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости Концепция зрелости, ориентированная на достижение успеха в бизнесе, давно укоренилась в мировом сообществе. Модели зрелости сегодня могут быть полезны как проектно-ориентированным компаниям, для которых проекты являются основной формой извлечения прибыли, так и любым другим фирмам, уделяющим большое внимание разработке новых продуктов, реорганизации и другим формам совершенствования бизнеса.)
10. Стэнли Э. Портни "Управление проектами для "чайников" – Диалектика (серия «Для чайников»), 2004. - Цена: 81 р.
11. Дитхелм Г. "Управление проектами. - Бизнес-Пресса, 2004. - В 2 томах. Перевод с немецкого. Том 1 «Основы» - Цена: 223 р. Том 2. «Особенности» - 231 р. (В данной книге основательно и полно изложен весь комплекс задач управления проектами, представлен прикладной аспект и примеры из опыта разных стран и фирм, практические рекомендации.)
12. "Инвестиционное проектирование и управление проектами" - Экономика и Финансы (серия «Высшее образование»), 2002. - Цена: 70 р.
13. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. - Олимп-Бизнес, 2004. - Цена: 365 р. (Основой книги послужили публикации и доклады авторов на российских и международных конференциях и конгрессах в течение годов. Книга предназначена для руководителей и специалистов, заинтересованных во внедрении методов проектного управления в своей организации. Предлагаемая вашему вниманию книга задумана как практическое пособие по созданию интегрированной системы управления проектами, реализуемой в виде стандарта предприятия.)
14. , Рыбаков "УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ Практическое руководство" - Бизнес-практикум, 2003. - Цена: 108 р. (В книге, написанной в форме практического учебника, представлены основные вопросы управления проектами. Авторами книги являются практики: тренеры-консультанты Группы Компаний «Международный институт менеджмента». Издание написано живым, понятным языком и будет полезно всем, занятым в сфере бизнеса, в первую очередь специалистам и консультантам в области управления проектами, а также руководителям высшего и среднего звена организаций, предприятий, компаний, банков.)
15. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) - Институт Управления Проектами; Project Management Institute, 2004. - Цена: 693 р.
16. "Практика управления проектами." - Русская редакция, 2004. - Цена: 122 р. (В этой книге рассказывается о методиках научного менеджмента, позволяющих быстро и грамотно создавать и эффективно выполнять оптимальные проектные планы. Решение задач предпроектной оптимизации и пр.)
17. "Управление рисками при реализации инвестиционных проектов: Рекомендации для предприятий и коммерческих организаций ». - Финансы и статистика, 2004. - Цена: 216 р. (Рассматривается новое направление риск-менеджмента - управление рисками при реализации и финансировании инвестиционных проектов. Изложены научные основы, практические рекомендации и типовые примеры).
18. Рассел Д. Арчибальд "Управление высокотехнологичными программами и проектами".- АйТи, Книга и бизнес (серия «Информационные технологии для инженеров»), 2004. - Цена: 543 р. (Рассел Д. Арчибальд - всемирно признанный специалист по управлению проектами. Обладая более чем 40-летним опытом в управлении, инжиниринге и консалтинге , он выпустил данную книгу с целью удовлетворить давно существующую потребность во всеобъемлющем, систематическом описании практики управления программами и проектами, а также связанных с ней инструментов планирования и контроля. В книге рассматриваются все аспекты управления проектами/программами).
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Институт управления»
Экономический факультет Кафедра государственного и муниципального управления
и менеджмента организации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ»
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
38.03.04 (081100) «ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)
«БАКАЛАВР»
(очная и заочная формы обучения)
2-е издание, исправленное и дополненное
АРХАНГЕЛЬСК
Институт управления
ББК 65.290-2 Р 13
Рабочая программа составлена доцентом Северодвинского филиала ИУ О. И. Авагиной и профессором ИУ кандидатом экономических наук, доцентомЕ. Э. Осиповой в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3-го поколения, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 41.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…:
Одобрена на заседании кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента организации Протокол № 1 от 12 сентября 2014 г.
Зав. кафедрой проф. ИУ Н. В. Зыкова
Председатель научно-методического совета проф.А. Н. Ежов
Р 13 Рабочая программа дисциплины «Управление проектами» по направлению 38.03.04 (081100) «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) «Бакалавр» (очная и заочнаяформы обучения) / сост. :О. И. Авагина., Е. Э. Осипова.
– 2-е изд., испр. и доп. - Архангельск: Институт управления, 2014. – 20 с.
© Авагина О.И., сост., 2014
© Осипова Е.Э., сост., 2014
© НОУ ВПО «Институт управления», 2014
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….…… 4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА.…………….…………………………..…… 4
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………. 5
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……….…. 7
4.1. Примерный тематический план……………….…….......... 8
4.2. Аннотация………………………………………..……….. 10
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………............ 11
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………….…. 12
6.2. Программные вопросы.………..……….……….…….…… 14
6.3. Критерии оценки результатов обучения…....…………… 15
6.4. Виды, сроки и формы контроля
успеваемости студентов…………………………….......... 17
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..…........... 18
7.1. Библиографический список………..……………....…….… 18
7.2. Интернет-ресурсы………………………………..………. 19
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины «Управление проектами» является подготовка студентов к изучению экономических и организационноправовых основ развития управленческой деятельности при реализации различных проектов.
Задачи изучения дисциплины:
– усвоить основные понятия;
– овладеть методологией управления проектами, в том числе методическими основами рыночного подхода к системе экономики планирования реализации проектов, методами анализа и синтеза управленческих решений, основанных на идеях достижения максимального результата в условиях ограниченности имеющихся ресурсов и способов повышения рентабельности;
– ознакомиться с инструктивными материалами по вопросам управления проектами;
– ознакомится с основными источниками экономической информации по дисциплине.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ
В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Управление проектами» относится к профессиональному циклу Б3.В.ОД.5ООП ВПО (Базовая часть). «Входные» знания и умения, необходимые для освоения данной дисциплины, формируются следующими предшествующими дисциплинами: «Экономическая теория», «Правоведение», «Инвестиционный анализ», «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Учет и анализ: финансовый учет», «Стратегический менеджмент», «Концепции устойчивого развития».
Понятия, методы и знания практических вопросов управления проектами используются при изучении следующих прикладных дисциплин: «Инициация и управление содержанием проекта», «Управление стоимостью проекта», «Управление поставками и контрактами проекта», «Управление качеством проекта», «Управление командой проекта», «Управление коммуникациями проекта», «Управление сроками проекта», «Управление рисками проекта».
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения содержания дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями
общекультурными:
– умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);
– способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);
профессиональными:
– способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5).
В результате освоения дисциплины «Управление проектами» студент должен
– место и роль управления проектами в общей системе организационно-экономических знаний;
– современную методологию и технологию управления проектами;
– основные типы и характеристики проектов;
– функции управления проектами;
– основные этапы реализации проектов;
– основные нормативные акты, регламентирующие проектную деятельность;
– современный инструментарий в области управления проек-
– определять цели проекта;
– разрабатывать технико-экономическое обоснование проекта;
– разделять деятельность на отдельные взаимозависимые задачи;
– анализировать финансовую реализуемость и экономическую эффективность проекта;
– составлять сетевой график реализации проекта;
– формировать бюджет проекта;
– использовать методы и механизмы для управления проек-
– специальной терминологией проектной деятельности;
– организационным инструментарием управления проектами;
– методами проектного анализа и математическим аппаратом оценки эффективности и рисков проекта;
– методами сетевого планирования проекта;
– практическими навыками решения практических задач проектного менеджмента.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы | |||||
обучение | обучение |
||||
Общая трудоемкость | |||||
дисциплины | |||||
Аудиторная работа (в часах): | |||||
Лекции (Л) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинарские занятия (СЗ) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (в часах): | |||||
Аудиторная: | |||||
Внеаудиторная: | |||||
– подготовка к лекциям и практическим | |||||
занятиям | |||||
– выполнение контрольной работы | |||||
– подготовка к тестированию | |||||
– самостоятельное изучение разделов, | |||||
повторение лекционного материала |
|||||
Форма итогового контроля | |||||
с оценкой |
|||||
по дисциплине | с оценкой |
||||
4.1. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Очная форма обучения
Бюджет учебного времени, ч |
|||||
Наименование темы | в том числе: | ||||
СРС* |
|||||
Тема 1. Базовые понятия | |||||
в управлении проектами | |||||
Тема 2. Процессы управления | |||||
проектами | |||||
Тема 3. Календарно-сетевое | |||||
планирование проекта | |||||
Тема 4. Разработка проекта | |||||
Тема 5. Организационные ме- | |||||
ханизмы управления проекта- | |||||
Тема 6. Оперативное управле- | |||||
ние проектами | |||||
Тема 7. Бизнес-планирование | |||||
Тема 8. Специфика управления | |||||
проектами различных типов | |||||
Форма контроля: | Зачет с оценкой | ||||
Заочная форма обучения
Бюджет учебного времени, ч |
|||||
Наименование темы | в том числе: | ||||
СРС* |
|||||
Тема 1. Базовые понятия в | |||||
управлении проектами | |||||
Тема 2. Процессы управления | |||||
проектами | |||||
Тема 3. Календарно-сетевое | |||||
планирование проекта | |||||
Тема 4. Разработка проекта | |||||
Тема 5. Организационные ме- | |||||
ханизмы управления проекта- | |||||
Тема 6. Оперативное управле- | |||||
ние проектами | |||||
Тема 7. Бизнес-планирование | |||||
Тема 8. Специфика управления | |||||
проектами различных типов | |||||
Форма контроля: | Зачет с оценкой |
||||
* СРС – самостоятельная работа студентов
4.2. АННОТАЦИЯ
Тема 1. Базовые понятия в управлении проектами
Проект и его окружение. Внешняя и внутренняя среда проекта. Структура и содержание элементов. Типы проектов. Масштаб (размер) проекта. Окружение проектов. Классификация базовых понятий управления проектами. Управляемые параметры проекта. Проектный цикл. Функции и подсистемы управления проектами. Основные участники проекта. Функции и роль в разработке и выполнении.
Тема 2. Процессы управления проектами
Процессы управления субъектами и объектами проекта. Процессы инициации, планирования, организации, контроля выполнения проекта, управления предметной областью проекта, управление продолжительностью, стоимостью и финансированием проекта, управление качеством, риском, человеческими ресурсами, коммуникациями, поставками и контрактами, изменениями, безопасностью и конфликтами в проекте.
Тема 3. Календарно-сетевое планирование проекта
Построение календарного плана. Сетевые модели проекта, оптимизация сетевых моделей. Двойная сетевая модель распределения ресурсов в проекте.
Тема 4. Разработка проекта
Разработка концепции и начальная фаза проекта. Построение организационных структур управления проектами. Источники финансирования и маркетинг проекта. Планирование проекта. Оценка эффективности проекта.
Тема 5. Организационные механизмы управления
проектами
Механизмы формирования состава исполнителей проекта. Надёжность проекта. Механизмы страхования. Механизмы распределения ресурсов. Механизмы распределения затрат. Механизмы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И.Пландина»
Утверждаю
Директор ГБПОУ
«АПК им. П. И. Пландина»
___________/С.А. Ермолаев/
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Управление проектами
по специальности 09.02.04
Информационные системы
Арзамас, 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление проектами» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы, входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Организация - разработчик: ГБПОУ «АПК им.П.И. Пландина».
Разработчик:
Малова Е.В., преподаватель ГБПОУ «АПК им.П.И. Пландина».
Одобрена Методическим советом ГБПОУ «АПК им.П.И. Пландина».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Управление проектами
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины «Управление проектами» является частью профессионального модуля раздела «Участие в разработке информационных систем» образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы, входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Основная цель изучения специального курса – формирование у различных категорий обучающихся представления об управлении проектами построения корпоративных информационных систем.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина является частью профессионального модуля раздела «Участие в разработке информационных систем» образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.04 «Информационные системы» (по отраслям).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
–основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный интеллект, обработка изображений);
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работыОбъем часов
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лекционные занятия
42
лабораторные занятия
-
практические занятия
36
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
Подготовка к устному и письменному опросам
Подготовка к тестированию
Подготовка сообщений
Работа с учебником (составление конспекта, тезисов)
Составление таблиц, схем по теме занятия
Решение расчетных и ситуационных задач
Создание электронных презентаций по конкретной теме
экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Управление проектами»
НаименованиеСодержание учебного материала, практические работы,
Объем
Уровень
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
часов
освоения
Раздел 1. Проект и его окружение
53
Тема
1.1.
Базовые понятия управления проектами.
1, 2
Управление
Технология управления проектами.
проектами
Процессы принятия решений.
информационных
Практическое занятие 1. Настройка интерфейса MS Project.
2, 3
систем
1) Подготовка к лекции. Изучение вопросов: Базовые понятия управления
проектами. Технология управления проектированием информационных систем.
Процессы принятия решений.
1, 2, 3
2) Подготовка к практической работе №1. Знакомство с ПО MS Project.
1.Настройка интерфейса MS Project.
3) Формирование команды проекта, распределение ролей.
Тема 1.2. История
Объективные предпосылки возникновения методов управления проектами.
возникновения
Развитие управления проектами за рубежом.
становления
Профессиональные объединения управляющих проектами.
1, 2
методов управления
Основные этапы развития управления проектами в России.
проектами
Российская ассоциация управляющих проектами СОВНЕТ.
Практическое занятие 2. Формирование календаря проекта
2, 3
Самостоятельная работа студента:Подготовка к лекции. Изучение вопросов: Объективные предпосылки
возникновения методов управления проектами. Развитие управления проектами
за рубежом. Профессиональные объединения управляющих проектами.
1, 2, 3
Основные этапы развития управления проектами в России. Российская
ассоциация управляющих проектами СОВНЕТ.
Подготовка к Практическому занятию № 2.Формирование календаря проекта.
Коллективное обсуждение дела проекта каждой команды.
Тема
1.3. Проект,
1 Проект. Понятия и определения.
его
элементы и
2 Основные признаки проекта.
характеристики
3 Классификация проектов.
4 Структура и структурные модели проекта.
1, 2
5 Жизненный цикл проекта.
Практическое занятие 3.Настройка календарного плана и составление списка задач.
Самостоятельная работа студента:
Подготовка к лекции №3. Изучение вопросов: Проект. Понятия и
определения. Основные признаки проекта. Классификация проектов. Структура
и структурные модели проекта. Жизненный цикл проекта.
1, 2, 3
Подготовка к Лабораторным работам №3. Изучение методов: 3.Настройка
календарного плана и составление списка задач.
Работа над своим разделом проекта в группе
Тема
1.4.
«Дальнее» окружение проекта.
1, 2
Окружение проекта
«Ближнее» окружение проекта.
Участники проекта.
Команда проекта.
Управляющий проектом.
Практическоезанятие 4. Ввод
вех плана, установка длительностей
и типов
2, 3
задач.
Самостоятельная работа студента:
1) Подготовка к лекции №4. Изучение вопросов: «Дальнее» окружение проекта.
«Ближнее» окружение проекта. «Внутреннее» окружение проекта. Участники
проекта. Команда проекта. Управляющий проектом.
1, 2, 3
2) Подготовка к практической работе №3. Изучение методов: 4.Ввод вех
плана, установка длительностей и типов задач.
3) Работа над курсовой. Работа над своим разделом проекта в группе
Раздел 2. Процессы управления проектом
28
Тема 2.1. Области
«Дальнее» окружение проекта.
1, 2
знаний управления
«Ближнее» окружение проекта.
проектами
«Внутреннее» окружение проекта.
Участники проекта.
Команда проекта.
Управляющий проектом.
Практическое занятие 5.Установка связей между задачами.
2, 3
Практическое занятие 6.Форматирование диаграммы Ганта.
1) Подготовка к лекциям. Изучение вопросов:
Управление проектами. Понятия и определения. Аспекты управления
проектами. Чем управляет «Управление проектами»?
Управление проектами по областям знаний: 04.Управление интеграцией
1, 2, 3
проекта. 05.Управление содержанием проекта 06.Управление сроками проекта
07.Управление
стоимостью
проекта 08.Управление качеством
проекта
09.Управление человеческими ресурсами 10.Управление коммуникациями
проекта 11.Управление рисками проекта 12.Управление поставками проекта.
Подготовка к работам №5-7. Изучение методов: 5.Установка
связей между задачами. 6.Форматирование диаграммы Ганта. 7.Работа стаблицами.
3) Работа над своим разделом проекта в группе
Тема 2.2. Группы
Группа процессов инициации.
процессов
Группа процессов планирования.
управления
Группа процессов исполнения.
проектами
Группа процессов мониторинга и управления.
Группа завершающих процессов.
Практическое занятие 7.Работа с таблицами.
2, 3
Практическое занятие 8.Назначение ресурсов.
Самостоятельная работа студента
1) Подготовка к лекциям.
Изучение вопросов:
Группа процессов инициации:
04.1.Разработка устава проекта.
04.2.Разработка предварительного содержания проекта.
Группа процессов планирования:
04.0.Управление интеграцией проекта.
1, 2, 3
05.0.Управление содержанием проекта
Группа процессов исполнения:
04.0.Управление интеграцией проекта.
08.0.Управление качеством проекта.
09.0.Управление человеческими ресурсами.
10.0.Управление коммуникациями проекта.
12.0.Управление поставками проекта.
Группа процессов мониторинга и управления:
05.0.Управление содержанием проекта.
06.0.Управление сроками проекта.
07.0.Управление стоимостью проекта.
08.0.Управление качеством проекта.
09.0.Управление человеческими ресурсами
10.0.Управление коммуникациями проекта.
11.0.Управление рисками проекта.
12.0.Управление поставками проекта.
Группа завершающих процессов:
04.0 Управление интеграцией проекта.
12.0.Управление поставками проекта.
Подготовка к Практическим занятиям № 7-9. Изучение методов: 7.Работа с таблицами. 8.Назначение ресурсов. 9.Выравнивание загрузки ресурсов.
Работа над своим разделом проекта в группе.
Раздел 3. Организация управления проектами 36
Тема3.1.
Методы построения проектных моделей компании.
Организационная
Управление проектами и стратегии компании.
структура
Информационная система управления проектами как инструмент реализации
управления
стратегии компании.
1, 2
проектами
Практическое занятие 9. Проектно-ориентированный бизнес.
2, 3
Практическое занятие 10. Организационные структуры управления проектами.
2, 3
Практическое занятие 11. Прогнозирование и определение риска и его оценка.
2, 3
Практическое занятие 12. Информационная система управления проектами.
2, 3
Практическое занятие 13. Выравнивание загрузки ресурсов.
2, 3
Практическое занятие 14. Вспомогательные формы представления информации
о проекте.
2, 3
Практическое занятие 15. Фиксация базового плана.
2, 3
Практическое занятие 16. Отчеты. Распечатка форм
2, 3
представления информации.
2, 3
Практическое занятие 17. Экономический эффект от управления рисками.
2, 3
Практическое занятие 18. Отслеживание проекта.
2, 3
Самостоятельная работа студента:
1) Подготовка к лекциям. Изучение вопросов: Модель стратегического
управление компанией. Модель оперативного управления компанией. Компания
как объект стратегического управления. Виды стратегий компании. Модель
организационной зрелости управления проектами. Формирование бизнес-
модели компании. Интегрированная система управления развитием. Целевая
организационная структура управления развитием. Рынок современного ПО
управления проектами. Взаимодействие функций управления проектами с
подсистемами интегрированной информационной системы. Организационная
структура управления проектами. Документационное обеспечение управления
проектами. Терминология. Соответствие организационной структуры системе
взаимоотношений участников проекта. Соответствие организационной
1, 2, 3
структуры содержанию проекта. Соответствие организационной структуры
требованиям внешнего окружения. Алгоритм разработки и создания
организационных структур проекта. Понятия: «Риск» и «Управление риском».
Оценка риска наступления негативного события. Управление риском
негативного события. Управление специфическими рисками реализации
проекта. Управление рисками расписания. Управление рисками ресурсов.
Управление рисками бюджета. Мониторинг проектных рисков. Экономический
эффект от управления рисками. Состав информационной системы.
Функциональные подсистемы информационных систем управления проектами.
Обзор программных средств управления проектами. Обеспечивающие
подсистемы информационных систем управления проектами. Жизненный цикл
информационной системы управления проектами.
2) Подготовка к Практическим занятиям №10-18. Изучение методов:
10.Вспомогательные формы представления информации о проекте. 11.Фиксация
базового плана. Отчеты. Распечатка форм представления информации.
12.Отслеживание проекта.
3) Работа над своим разделом проекта в группе.
Итого
117
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, оборудованного мультимедийным проектором и ПК с выходом в Интернет; компьютерной лабораторией, оборудованной современной вычислительной техникой и с установленным программным обеспечением Primavera Oracle (Microsoft Project).
Оборудование учебного кабинета: мультимедийный проектор и ПК с выходом в Интернет.
Технические средства обучения: ПК объединенные в сеть с установленным программным обеспечением Primavera Oracle (Microsoft Project) и имеющие выход в Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Руководство к Своду знаний по управлению проектами. (Руководство
PMBoK). Третье издание . Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newton Square, PA 19073-3299 USA/ США .
ПО Microsoft Project
ПО Primavera
Трофимов В.В., Цветков А.В. и др. ИСУП в управлении проектами. Практическое пособие/Под ред. проф. В.В. Трофимова.. М.: Изд-во ЗАО
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
уметь:
У1. Осуществлять математическую и информационную постановку задач по
обработке информации, использовать
алгоритмы обработки информации для
различных приложений;
Оценка выполнения практических работ и тестовых заданий
У2. Решать прикладные вопросы статических экспертных систем, экспертных систем реального времени; использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев
для создания независимых
программ, разрабатывать
графический интерфейс приложения;
Оценка выполнения самостоятельных заданий, письменный опрос
знать:
З1. Основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный интеллект, обработка изображений);
Оценка выполнения домашних заданий, устный опрос
З2. Сервисно-ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы; объектно-ориентированное программирование;
спецификации языка, создание графического пользовательского
интерфейса (GUI), файловый ввод-вывод,
создание сетевого сервера и сетевого
клиента;
Оценка выполнения индивидуальных проектов
Оценка выполнения письменного задания
З3. Платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;
основные процессы управления проектом разработки
Оценка выполнения тестовых заданий
Оценка внеаудиторной самостоятельной работы
иметь практический опыт:
П1.Формирования отчетной документации по результатам работ;
П2.Использования стандартов при оформлении программной документации;
Оценка выполнения практических работ
П3.Программирования в соответствии с
требованиями технического задания;
Оценка выполнения практических работ
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Разработчик:
ГБПОУ АПК им. П.И. Пландина преподаватель Е.В.Малова